JCB: история, современность, интересные факты
JCB (J. C. Bamford Excavators Ltd) – британская компания, производитель спецтехники различного назначения, сельскохозяйственных машин, дизельных двигателей и сопутствующих товаров. Штаб-квартира компании расположена в Рочестере, графство Кент, Великобритания. Продукция компании производится на 22 площадках по всему миру, основные производственные мощности (11 предприятий) располагаются на Британских островах, несколько подразделений работает в Германии, США, Бразилии, КНР, Индии и Австралии.
Под брендом JCB выпускается свыше 300 моделей машин – сельскохозяйственных тракторов, экскаваторов, погрузчиков и мини-погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков, самосвалов, катков, а также генераторов и иных стационарных установок. Техника комплектуется навесным оборудованием и двигателями собственного производства (хотя широко применяются и агрегаты сторонних брендов).
На сегодняшний день компания входит в число мировых лидеров по производству спецтехники, ее продукция реализуется более чем в 150 государствах, а годовой доход превышает 3 млрд. фунтов стерлингов.
История компании
Компания JCB начала работу осенью 1945 года, ее основал британский инженер и бизнесмен Джозеф Сирил Бамфорд. Первые месяцы компания располагалась в гараже, а единственным сотрудником оставался Бамфорд. Первой продукций JCB были собранные из остатков старой техники и металлических конструкций бомбоубежища сельскохозяйственные тележки с подъемной платформой. Вскоре Бамфорд нанял несколько сотрудников, с которыми производил технику для фермеров.
Уже в первые годы существования компании JCB Бамфорд создавал новаторские продукты, которые вскоре приобрели популярность в мире и стали производиться другими заводами. Среди таких продуктов – первый на территории Европы тракторный прицеп с гидроприводом самосвальной платформы, увидевший свет в 1948 году.
В 1950 году предприятие перебазировалось в здание старой сыроварни в Рочестере, в то время в JCB состояло всего шесть сотрудников. Уже в 1951 году Бамфорд принял решение красить всю свою продукцию в желтый цвет – этот цвет вскоре стал ассоциироваться в Европе именно с JCB, он остается фирменным и сегодня.
В 1953 году Бамфорд создал машину, ставшую настоящей «визитной карточкой» JCB – экскаватор-погрузчик Mk I. Однако потребовалось еще несколько лет на доработку и усовершенствование машин данного типа, и только в 1957 году запущен в производство экскаватор-погрузчик (hydra-digga) с конфигурацией, которая и сегодня остается актуальной.
С 1960-х годов техника JCB стала экспортироваться в США, также бренд выходил на новые рынки и открывал свои первые зарубежные производства.
Последующие полвека компания JCB разрабатывала новые виды техники (например, первый экскаватор с круговым поворотом платформы JCB 7 (1964), телескопический погрузчик JCB 520 (1977), линейка высокоскоростных тракторов JCB Fastrac (1990 – 1991) и другие) и расширяла модельные ряды продукции. Однако вся техника оснащалась дизельными двигателями сторонних производителей. Ситуация изменилась только в 2004 году, когда компания разработала и запустила в производство собственный дизельный двигатель JCB444. В последующие годы линейка моторов пополняясь моделями с различными экономическими и экологическими показателями.
Последние десятилетия JCB расширяет свое производство, открыла заводы в нескольких странах мира, количество дилерских центров превысило 2000.
Интересные факты о компании JCB
Компания JCB все еще принадлежит семье Бамфордов. В частности, председателем правления компании является сын Д. С. Бамфорда – Энтони Пол Бамфорд, а пост генерального директора занимает внук основателя JCB – Джо Бамфорд.
С 1991 года производится линейка JCB Fastrac – самых быстрых в мире сельскохозяйственных тракторов. В линейке присутствуют машины, развивающие скорость до 80 км/ч и более. Модернизированные машины этого типа установили рекорды скорости для тракторов – JCB Fastrac Two в 2019 году проехал дистанцию 1 км со средней скоростью 217,569, а максимальная скорость в одном из заездов достигла 247,47 км/ч.
В 2006 г. командой JCB построен рекордный автомобиль JCB DIESELMAX, оборудованный двумя двигателями JCB444 суммарной мощностью 1500 л. с. Автомобиль испытывался на засохшем соленом озере Бонневилль (штат Юта, США), в заездах достиг скорости 563,418 км/ч, что стало мировым рекордом для наземных транспортных средств с дизельными силовыми агрегатами. Данное достижение все еще не перекрыто.
В Великобритании, Ирландии и некоторых районах Индии слово JCB стало нарицательным – его часто используют в просторечии для обозначения экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков. Слово попало в Оксфордский словарь английского языка, однако это не мешает ему оставаться товарным знаком.